Защита прав инвалидов – одна из основных правозащитных задач органов прокуратуры.

С целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью, как в общественные структуры, так и процессы развития, 3 декабря Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией №47/3 провозгласила Международным днем инвалидов.

Основная задача специальных  мероприятий, проводимых в этот день,заключается в том, чтобы не позволить забыть о многих проблемах людей с ограниченными способностями, напомнить, что инвалиды находятся наравне со всеми членами общества.

Одним из этапов реализации прав инвалидов является создание условий, при которых указанные лица обеспечиваются беспрепятственным доступом к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Юридические и должностные лица, уклоняющиеся от исполнения требований закона об обеспечении беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Прокуратура является важнейшим правозащитным институтом демократического правового государства, деятельность которого вне уголовно-правовой сферы имеет ярко выраженный социальный вектор, что обусловлено социальным характером самого государства, установленным в качестве основы конституционного строя Российской Федерации. Инвалиды выступают в качестве приоритетных объектов правозащиты органов прокуратуры.

Права и законные интересы лиц с ограниченными возможностями здоровья прокуратурой, в определенной степени обеспечиваются посредством применения административных мер ответственности в случаях нарушения этих прав и интересов.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены
следующие составы административных правонарушений:

ст. 5.43 Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов;

ст. 9.13 Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

ст. 9.14 Отказ от производства транспортных средств общего пользования, не приспособленных для использования инвалидами;

ст. 11.24 Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов.

Гарантии трудовой занятости инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей за неисполнение требований закона и данной сфере правоотношений регламентированы ст. ст. 20-24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», соответствующими нормами Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

За нарушение права инвалидов на занятость федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность:

ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости;

Изложенное свидетельствует, что действующим законодательством подробно регламентированы вопросы защиты прав инвалидов, а также предусмотрены санкции за нарушение прав граждан данной категории. В этой связи, граждане, чьи права в данной сфере правоотношений нарушены, вправе самостоятельно (по своему выбору) в установленном порядке обратиться с соответствующим заявлением в суд или территориальные органы исполнительной власти для восстановления нарушенных прав.

Органы прокуратуры в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», по заявлению инвалида либо лица, представляющего его интересы, вправе провести соответствующую проверку и при наличии оснований принять меры по защите прав заявителя в гражданско-правовом порядке либо рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Прокурор

Нестеровского района

старший советник юстиции                                                   Э.Ю. Аскеров